mihailbrat (mihailbrat) wrote,
mihailbrat
mihailbrat

Новая украинская школа, или в какую ж… мы отдаем своих детей

Как сказано в широко известном советском блокбастере «ошибки учителей менее заметны, чем ошибки врачей, но в конечном итоге они обходятся не менее дорого». Что же можно сказать про всю систему образования, которая очевидно хромает и отстает от жизни? Прошлый учебный год часть учеников провели без учебников, а ляпы учебных программ стали отдельным кластером обсуждения в социальных сетях. И вот провозглашено реформу. Что несет она детям, родителям, педагогам, органам местной власти? Об этом написано много, посвящено немало сюжетов ТВ. Но давайте попробуем заняться прогнозированием перспективы.



Дошкольное образование.
Существенно снижена планка санитарно-гигиенических требований в дошкольных учебных заведений. Следует отметить, что подавляющее большинство существующих муниципальных детсадов этим нормам не соответствовала, но на это «закрывали глаза». Проблемы начинались, когда появлялись желающие открыть частный детский сад. Либерализация в этом вопросе может повлечь за собой открытие большого количества частных ДОУ, особенно в городах, где проблема очередей в детские сады стоит очень остро. Возможно увеличение количества специализированных заведений с уклоном в религиозное, национально-культурное воспитание, углубленное изучение иностранных языков с раннего возраста. Родители, которые имеют возможность и желание «инвестировать» в развитие детей с самого раннего возраста получат альтернативные варианты дошкольного образования, ныне существующие муниципальные садики будут иметь ориентиры для инноваций. Встанет вопрос кадрового обеспечения новых частных ДОУ, появится конкуренция работодателей. Хотелось бы, чтобы это положительно сказалось на уровне заработков педагогов и обслуживающего персонала дошкольных учреждений.

Начальная школа.
Здесь реформы будут наиболее ощутимыми. Меняются подходы к обучению учащихся младших классов, происходит значительная гуманизация учебного процесса. Происходит разгрузка учащихся. Исчезают оценки, уменьшается объем домашних заданий. Следовательно, исчезает такой раздражитель, как конфликты между родителями и ребенком через низкие оценки или общая нервная работа над «домашкою». На второй план отходит средневековая схоластика: исчезнут «зубрежка таблицы умножения, чертежи схем предложений, чтение на скорость. Зато наконец больше внимания будет уделяться развитию речи, мышления, понимания. Надеюсь, это будет позитивно воспринято консервативным средой учителей. Именно от них, от их готовности быстро и качественно переходить на новые принципы и стандарты зависит успех реформы. Маленький, но важный штрих (здесь каламбур, потому что речь идет как раз о карандаши): ручкой дети в младших классах отныне не будут писать. А это означает, что их парты, одежду, учебники и части тела теперь не будут покрыты сине-фиолетовыми пятнами и каляками-маляками.

Ду ю спик?
И отдельно хочется упомянуть преподавания иностранных языков. К чести многих прогрессивных учителей, они и без сигнала с Минобразования отвергли бестолковую программу и перешли на апробированные во всем мире методики и учебники. Но таких меньшинство. О нормальное преподавание иностранных языков в провинциальных, сельских и даже в «непрестижных» городских школах нечего и мечтать. Одна только смена программы, к сожалению, не может дать ответ на вопрос где брать качественные кадры для этого предмета. Тут и вопросы (опять же!) адекватной рынку оплаты труда, и вопросы высшей школы, которая должна выпускать не просто знатоков языка, но ее профессиональных преподавателей.

Физвоспитания.
Наконец. Наконец здравый смысл и гуманизм победили «комплекс ГТО». Случаи смерти детей во время уроков физкультуры стали красноречивым сигналом об ухудшении общего состояния здоровья учащихся и неадекватность содержания учебной программы, поэтому важному предмету. Конечно же, на поверхности было понимание важности перехода на игровые формы работы, на раннюю специализацию по видам спорта. Но здесь мы наталкиваемся на проблему надлежащего материально-технического обеспечения уроков физвоспитания. В наших школах теперь должно быть больше спортивного инвентаря, помещений, площадок. Да и учителей этого предмета должно стать больше, а их уровень подготовки – выше и более универсальным. Без вложений средств и усилий хороший замысел так и останется замыслом. Ну и несбыточной мечтой еще долго будут душевые кабины и индивидуальные шкафчики с замками. Слишком бедны для этого. Нам бы спортзал открыть, как например, в Черкасской ООШ №3, или в Драбовськой гимназии.

Школы на селе.
МОН предлагает и уже внедряет систему «опорных школ». Объективно потребность в них существует уже давно. Здесь и в разы выше себестоимость обучения одного ученика в малокомплектной школе, и, что главное, неутешительные сравнительные результаты ВНО выпускников городских и сельских школ. Начальную школу оставляют в деревне, а старшую переводить в опорную. Этот процесс должен идти синхронно с процессом образования объединенных общин, но «добровольный» в наших условиях становится синонимом слова «необязательный», поэтому эта часть децентрализации тормозит. Тем временем создание и надлежащее обеспечение опорных школ включено в число приоритетных задач Правительства, уже выделено 200 миллионов на их материально-техническое обеспечение и 600 миллионов гривен на приобретение новых школьных автобусов. С 1 сентября заработают 142 опорные школы. Черкасщина в передовых в этом вопросе не упоминается, но и среди аутсайдеров не называется. Сам МОН признает наличие проблемы состояния дорог, по которым поедут школьные автобусы, но это находится вне компетенции Министерства.

Главные риски.
Когда Антон Макаренко отчаянно конфликтовал с чиновниками от образования тогдашнего правительства советской Украины. Одной из причин был уровень оплаты труда педагогов в колонии. По тогдашним нормативам оплата составляла 40 рублей. В ходе экспериментального восстановления детской колонии в селе Куряж под Харьковом Макаренко добился увеличения его зарплаты воспитателям до 80 рублей, то есть вдвое. На язвительное замечание одного из высокопоставленных чиновников по фамилии Кляммер, он ответил, что «40-рублевые» воспитатели морально разложат какой угодно коллектив, пусть бы он состоял даже из одних только Кляммеров. Любая реформа, которая предполагает повышение мотивации ее исполнителей, обречена.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments