mihailbrat (mihailbrat) wrote,
mihailbrat
mihailbrat

Демократия на Украине? Нет, не слышал

На современном этапе для украинского народа сильная демократическая власть является насущной потребностью. Напомню, А. Линкольн утверждал, что демократия – это власть народа, власть, которую осуществляет народ, власть в интересах народа. Сила демократической власти в значительной степени основывается на доверии народа, его активному, заинтересованному участию в осуществлении государственной политики.



Впрочем, главным "дефицитом" украинской демократии является пренебрежение законов и неработающая Конституция. Судебная система зависима от исполнительной власти, политических интересов и как следствие коррупция.

Второй фактор, который мешает развитию демократии в Украине, – нарушение баланса в системе власти. Произошло масштабное сосредоточение власти в руках Президента, который получил контроль не только над правительством, но и фактически над парламентом и судебной властью, последствиями чего является ручное управление страной.

Уязвимым местом демократии, что опасно из-за концентрации власти в одних руках, есть и отсутствие рычагов влияния на власть, ведь оппозиция практически отстранена от процесса разработки и принятия решений. Сегодня политическая оппозиция в Украине не имеет возможностей и инструментов воздействия на формирование политических и управленческих решений. Она или полностью отлучена от рычагов власти и управления, или допущена лишь частично к участию в создании формальных органов, которые не оказывают существенного влияния на официальный курс государственной политики.

Сейчас очевидна тенденция восстановления централизованной модели государственного механизма во главе с Президентом. Противостоять процессам централизованной модели государственного механизма, выступить ему противодействием, сопротивлением этой политике, призвана оппозиционная партия и ее лидер, которые выступают против господствующей мысли, системы этой власти, политической системы в целом

Одна из наболевших проблем украинского сегодняшнего дня – искоренение коррумпированности в государственном аппарате. Для борьбы с коррупцией недостаточно, чтобы высшие должностные лица государства были порядочными людьми иностранного происхождения. Опасность в их окружении. Здесь нередки, как свидетельствует реальность, случаи взяточничества. Концептуальной основой нормативно-правовых средств борьбы с коррупцией должно быть не документирования правоохранительными органами и специальными службами последствий этого негативного явления, а создание таких условий, которые бы делали невозможным коррупционные проявления. Американский государственный деятель Т. Джефферсон утверждал: "Противостоять коррупции и тирании надо до того, как они завладеют нами. Лучше вообще не пускать волка в овчарню, чем надеяться на то, что сумеешь вырвать ему зубы и когти после того, как он туда войдет".

Борьба с коррупцией и ее проявлениями в государственном аппарате и политической жизни, которые уже давно стали своеобразной визитной карточкой правящей власти - является основным вектором деятельности оппозиционной партии. Если тенденцию коррупции не преодолеть, то следствием может стать становление такого общественного строя, в котором даже при четко определенных властных полномочий, такие понятия, как честность, порядочность и профессионализм перестанут восприниматься как моральные ориентиры социального поведения, а Украина будет выведена из круга цивилизованных государств.

Конструктивная оппозиция является непременным компонентом, индикатором демократического общества и правового государства.

Эффективность деятельности политической оппозиции, надлежащее выполнение ею общественных функций зависит от многих факторов. Среди них: наличие механизмов учета позиции меньшинства при принятии решений в парламенте; наличие общественной поддержки требований оппозиции, сплоченность сил оппозиции, наличие авторитетного лидера.

Невнимание власти к оппозиции, которая является индикатором общественных аномалий, во все времена приводила к серьезным политическим потрясениям, причем независимо от политического режима. Тоталитарный режим Чаушеску в Румынии потерпел крах и закончился казнью диктатора и его жены. Зато в демократических США Ричард Никсон подал в отставку с поста Президента страны под угрозой импичмента.

Невнимание к оппозиции в Украине было вызвано чрезмерным влиянием на принятие властных решений со стороны административно-финансовых групп, которые в властных структурах чувствовали себя временными проходными лицами ("временщиками") и стремились с помощью власти переиграть бизнесовых конкурентов, не заботясь при этом о национальных интересах Украины.

В Украине как видим, сложилась кризисная ситуация с обеспечением прав политической оппозиции. Оппозиция лишена возможности на защиту своих прав через суд, учитывая его подконтрольность власти. Правоохранительные органы, органы прокуратуры и суда, в отношении оппозиции, выступают составляющими единого репрессивного механизма государства. Президент Украины, являясь лидером главной провластной политической партии, не может вполне беспристрастно выполнять функцию гаранта соблюдения прав и свобод человека и гражданина в отношении оппозиции. Лишена возможности защиты своих прав в пределах Украины, политическая оппозиция сегодня вынуждена апеллировать к международным организациям и зарубежных демократических стран

Значительной проблемой деятельности оппозиционных политических партий является проблема финансовая. Пытаясь достать финансирование, партии начинают обслуживать финансово-промышленные группы, от поддержки которых они чем дальше, тем больше зависят. Если к этому добавить возможность давления на избирателей и фальсификации результатов выборов, то для партий вообще создается соблазн отказаться от программных целей и полностью стать на службу интересов структуры, которая осуществляет финансирование. Через это в партиях возникают расколы по "идейно-финансовому "признаку.

К сожалению, сегодня есть большие сомнения относительно того, способна ли власть уступить оппозиции и любым конкурентам вообще. Хотя это и является самой большой слабостью любой власти, стремление "остаться надолго" всегда разрушает доверие избирателей к власти, и именно такая практика наблюдается сегодня в Украине. С одной стороны, власть, продолжая действовать по предварительной логике, должена осознавать, что в случае изменения ситуации, репрессивный аппарат начнет работать против нее. Осознание этого может побуждать к попыткам законсервировать свое пребывание при власти через создание для оппозиции неравных условий политической конкуренции, устранении наиболее влиятельных политических сил от участия в выборах или прямых фальсификаций их результатов. С другой стороны, отсутствие легальных возможностей и условий для политической деятельности будет побуждать политическую оппозицию к радикализации, использование значительного общественного недовольства властью, протестного потенциала. При определенных условий и оснований, резкое ухудшение социально-экономической ситуации может привести к массовому проявления общественного протеста и дестабилизации ситуации в стране с непредсказуемыми последствиями.

Несмотря на все обстоятельства, отношения между властью и оппозицией в Украине пока не перешли грань, за которой углубления конфронтации и ее перерастания в открытый конфликт является неизбежным. Однако, эта граница очень близка, поэтому дальнейшее развитие событий будет зависеть от осознания этого обстоятельства обеими сторонами и наличия у них политической воли для начала диалога.



Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments